Как университет видит конечный продукт средней школы? Зачем МГИМО собственный лицей? Какова стратегия развития ведущего вуза? Обо всем этом мы поговорили с ректором МГИМО Анатолием ТоркуновымВы уже тридцать лет ректор МГИМО. Как изменились абитуриенты и уровень их подготовки?Существует некий дуализм. По предметам, которые являются «вступительными» в вуз и ребята сдают соответствующие ЕГЭ, абитуриенты подготовлены лучше, чем раньше. А «периферийные», как им кажется, знания, зачастую оказываются хуже, чем у отличников «старой школы». При этом университет все равно требует значительного уровня подготовки по всему корпусу дисциплин, изучение которых предполагается в средней школе. Мы всегда надеемся, что у выпускников школ есть серьезный фундамент, но на практике часто его приходится достраивать и укреплять непосредственно в вузе. При этом, например, мы видим, как растет качество знаний иностранного языка у ребят из региональных школ. Все это свидетельствует о том, что в средней школе и в системе официального и неофициального «довуза» сложился определенный стандарт качества для тех, кто ориентируется на лучшие университеты. Огорчать может скорее общая эрудиция, но она замещается значительным объемом навыков и прикладных компетенций, связанных с ИТ, умением быстро работать с разнонаправленной информацией, более высокой психологической устойчивостью современных абитуриентов и студентов. Другими словами, есть поводы для оптимизма, но еще больше возможностей для приложения усилий.
Среднее образование — новая сфера приложения усилий МГИМО?Среднее образование всегда было в сфере моего внимания, внимания тех моих коллег, проректоров и деканов, кто умел и хотел работать с абитуриентами заранее. Другое дело, что долго мы ограничивались кругом партнерских школ и проектов, которые позволяли нам скорее «замерять» качество потенциальных абитуриентов, видеть готовность или неготовность средней школы к вызовам, с которыми сталкивается студент международного университета. Наши преподаватели, а зачастую и кафедральные коллективы, являются авторами школьных учебников по географии, французскому языку, обществознанию. Искренне горжусь своей работой в качестве руководителя учебно-методического комплекса по истории для школьников и учителей истории. Предметом еще большей гордости для меня является то, что именно преподаватели МГИМО занимаются тонкой настройкой таких сложных вещей, как ЕГЭ по китайскому языку. Два с лишним десятилетия существования известных всей Москве
курсов редких и восточных языков МГИМО, на которых учатся ребята 10-11-х классов, дали нам уникальный опыт преподавания совершенно новых языков ребятам, которые в обычной школьной жизни изучают традиционные английский или немецкий. В конце концов, мгимовские «Умницы и умники» — это тоже работа со средним образованием.
Сознательное же встраивание школы в экосистему МГИМО мы начали несколько лет назад. Делали мы это сначала дискретно — в успехе начатого надо быть уверенным. Сейчас такая уверенность есть. Сеть партнерских школ и классов МГИМО вышла за пределы Москвы: такие классы есть в Ростове, Краснодаре, Ставрополе, мы близки к появлению серьезных проектов в Туле и Волгограде. Классы МГИМО, где ребята учатся по российской программе и ориентированы на сдачу ЕГЭ, есть в Ташкенте в таких престижных лицеях, как «Интерхаус» и лицей Университета мировой экономики и дипломатии. Много работаем с учителями из регионов через нашу
Школу бизнеса и международных компетенций, которая проводит программы повышения квалификации для учителей, реализовали программу «Родитель — учитель».
С 2015 года у МГИМО есть и собственная школа —
Горчаковский лицей, которая работает на базе
Одинцовского кампуса, там обучаются ребята с 8 по 11 класс. Школа стала лидером в Московской области: восемь «стобальников» ЕГЭ из чуть более трех десятков выпускников — цифры говорят сами за себя. По нашей инициативе создана Лига новых школ, в которую вошли лучшие новаторские школы, которые работают сегодня в Москве и Подмосковье.
Сегодня мы работаем над архитектурным проектом и содержательной концепцией
школы «Новый взгляд», которая будет построена к 2023 году в московских Хамовниках. В распоряжении школы фактически оказывается инфраструктура Садовых кварталов и парка-усадьбы Трубецких. Это небольшая школа на 550 человек, но необычная. Уникальность ее и в том, что МГИМО, обеспечивая субстантивное наполнение образовательного процесса, отдает вопросы, связанные с развитием материальной стороны, частным инвесторам. Именно они помогли нам собрать необходимые средства и найти участок. Идея школы принадлежит моему заместителю
Наталии Кузьминой, которая прекрасно понимает не только экономику образования, но экономику городской среды. Опыт работы Наталии на стыке урбанистики и культурных проектов дает необходимую синергию для создания школы, вписанной в контекст динамичной и очень требовательной Москвы. Сложное же сплетение личной и институциональной заинтересованности наших инвесторов — субстрат для успешного школьного проекта.
Горчаковский лицей, «Новый взгляд» и, надеюсь, новые школьные проекты сейчас интегрируются в единый, но гибкий и адаптивный механизм. Важнейшим элементом этой интеграции стала
магистерская программа по современной педагогике и образовательному дизайну. Коллектив талантов педагогического образования — Марина Пинская, Витольд Ясвин — и практиков во главе с
Романом Котовым, директором Горчаковского лицея, взялись за «пересборку» молодых, но уже работающих учителей. В магистратуре у МГИМО есть «корыстный» интерес — выпускники станут преподавать в лицее и «Новом взгляде». Относительно «Нового взгляда» мы вообще поставили задачу за время строительства здания полностью переучить, собрать, а может и запустить в пилотную работу весь педагогический коллектив. Стратегически же мы смотрим дальше. МГИМО как успешный вуз может воспроизводить свой успех и в школе. Логика такая — в университете мы видим конечный продукт школы и знаем, как его улучшить.
Какие еще стратегические шаги планируете?МГИМО на протяжении пятнадцати месяцев готовил свою новую стратегию, закладывая прогнозный горизонт до 2030 года. Это была кропотливая работа с привлечением международных консультантов из BCG, со множеством университетских рабочих групп, социологических опросов, интервью работодателей, выпускников, с построением общеуниверситетской и локальных финансовых моделей.
Сейчас у нас задача более сложная — идет внедрение стратегии. Она уже показала свою адекватность в перестройке экономического образования МГИМО, выстраивается новый механизм управленческих алгоритмов в университете. Главная задача сейчас заинтересовать потенциальных партнеров в сореализации этой стратегии. Партнерами могут быть и государство, и корпоративный сектор. Мы с готовностью примем участие в уже анонсированной программе стратегического академического лидерства и намерены претендовать на роль национального опорного университета. МГИМО по праву себя считает таковым в сфере международной деятельности, и не только в том, что касается традиционной дипломатии, но в сфере подготовки кадров для работы совершенно на разных международных рынках — от агробизнеса до энергетики, от экономики ИТ до стратегического консалтинга в международно-правовой сфере. МГИМО уже не первый год входит в число лучших предпринимательских университетов России, и мы расширяем сферу наших академических партнерств с российскими и зарубежными вузами, чтобы стать востребованными в новых секторах. Совместные программы с МФТИ и МИСиС, ведущими спортивными и аграрными университетами, зарубежными вузами развиваются именно в этой логике. Сейчас мы стараемся найти устраивающий нас баланс между качественным совершенством и количественным ростом, который определяется спросом на образование МГИМО и, который, поверьте, мы специально не стимулируем. Так, например, по просьбе узбекской стороны, мы открыли первый зарубежный филиал в Ташкенте, но сознательно сделали там упор на важный для нас сейчас финтех и финансовое право. Ясно, что мы продолжим наращивать свое присутствие в том же Подмосковье, но сделаем это за счет совершенно новых направлений естественнонаучного характера, которые скоро анонсируем.